Советы родителям

« Особенные» дети

( Рекомендации родителям)

Психолог отделения

психолого-педагогической помощи

Козлова П.А.

ГБУСО МО «Лотошинский центр

 социальной помощи семье и детям


Семья
— это самое важное, что есть в мире.
В жизни ребенка семья – это первый социальный институт. Именно мама и папа (если мы говорим о полноценной семье*) закладывают его первые представления о человеческих ценностях, взаимоотношения между людьми, формируют нравственные качества. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Часто это бывает в том случае, когда в семье рождается особенный ребенок.

 Проблема воспитания и развития “особенного” ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в непростой ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто бывает, что семьи распадаются, мама одна берет всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи.

Специалисты выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду. Первая фаза - "шок", характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза - "неадекватное отношение к дефекту", характеризуется отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза - "частичное осознание дефекта ребенка", которое сопровождается чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений". Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

1.      Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.      Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи.

3.      Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

4.      Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.      Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.      Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.      Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8.      Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.      Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.  Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.  Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.  Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.  Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14.  Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

15.  Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.


Министерство социального развития Московской области
msr.mosreg.ru


Отдел социальной защиты населения п. Лотошино
8 (49628) 7-32-05
lot.msr.mosreg.ru


Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
www.rosmintrud.ru


Сайт
Социальной службы Подмосковья
socsp.ru


Единый телефон Контактного центра Губернатора МО
8-800-550-50-30